Род Куратовых (Анедрей ПОПОВ)

просмотров: 869

Род Куратовых (Анедрей ПОПОВ)Родословная роспись, составленная Анной Малыхиной, начинается с Пантелеймона Тимофеевича Куратова (1727—1791), пономаря Спасской церкви села Кибра, а заканчивается Даниилом Егоровичем Леонтьевым, пятилетним малышом, открывающим уже двенадцатое поколение.

Иван Куратов принадлежит к четвертому поколению. Родословная роспись перемежается очерками о жизни представителей рода первого коми поэта, а также новыми переводами его стихов. Для удобства читателей предлагаются списки фамилий и населенных пунктов, упоминаемых в росписи.

Уникальными можно назвать публикации послужного списка Ивана Алексеевича Куратова и некролога о поэте, который напечатала газета «Туркестанские ведомости». В нем, в частности, говорится, что последние годы жизни, вплоть до самой смерти, Иван Куратов переводил на коми язык Евангелие от Луки. Это очень важная, на мой взгляд, информация. Напомню, что впервые пять стихотворений Ивана Куратова (без указания его имени) были опубликованы в 1866 году в газете «Вологодские губернские ведомости». Следующая публикация состоялась только в 1903 году в Хельсинки (Гельсингфорсе).

Широкому кругу читателей И. А. Куратов стал известен только в советский период, когда, наоборот, ряд имен, например коми писателя и философа Каллистрата Жакова, старались не вспоминать по причинам идеологической цензуры. Однако стихи основоположника литературы зырян вышли из забвения, случилось это благодаря тому, что поэт был причислен к революционно-демократическому движению. Его творческое кредо «Уже не сдерживаю я сейчас резкого слова и смущаю им певцов, чирикающих о беззаботной жизни» интерпретировали как социальный протест. Следовательно, советской власти такой поэт подходил, как предшественник будущих «красных» бурь.

Несомненно, такие выводы имеют основание, но ограничивать жизнь и творчество Ивана Куратова только выражением революционно-демократических идей было бы не совсем верным. Как нельзя, например, по его стихотворным строкам «Менам муза абу вуза» («Моя муза не продажна») говорить сегодня только об его антирыночных настроениях, немодных и «непередовых» в наше время. Коми поэт Федор Щербаков в одном из своих стихотворений назвал Куратова «зырянским братом» Достоевского. Думаю, что это верно. То есть, с од ной стороны, он защитник «униженных и оскорбленных», а с другой — писатель, ищущий Бога. Иван Алексеевич Куратов на протяжении всей своей жизни искренне стремился к правде и справедливости, его стихи полны любовью к родине и родному народу. Именно поэтому, на мой взгляд, поэт в конце жизни возвратился к христианским началам, на которых он воспитывался в своей семье, и занялся переводом на коми язык Евангелия — шел к Богу. Гоголь написал, что лучшим воспоминанием о нем после смерти будет не похвала, а молитва. К этой «передовой» мысли присоединился бы и поэт Иван Алексеевич Куратов. И не случайно в родословной росписи, составленной Анной Малыхиной, есть два священника, причисленных Русской Православной Церковью к лику святых.

Завершается данное издание схемой родословной. Знание истории своей семьи — важный момент как в социальном становлении личности, так и в формировании в себе внутреннего человека, обретающего безусловные ценности.